Все, кто занимается персональными продажами, особенно при широком охвате рынка, знают, что при большом числе клиентов забыть о ком-нибудь при нечастых «встречах» по телефону очень легко и столь же просто выпустить из памяти, о чем конкретно и с кем из представителей компании-покупателя шла речь в предыдущих беседах. Клиентов же, по определению, должно быть много – при осуществлении персональных продаж, по статистике, лишь 10–15% контактов продавца и потенциального покупателя завершаются успехом. Как же быть? Первое. Собирать и накапливать детальную информацию! Представьте себе ситуацию. Клиент обращается в компанию после большого перерыва, а у менеджера по продажам перед глазами его подробнейшее досье: кто он, откуда, вся история предыдущих контактов. Все это позволит правильно построить беседу. Продавцу удобно – он, общается с клиентом, как со старым знакомым, и последнему не нужно заново рассказывать историю о своих задачах. Второе. Планировать! Например, дату следующего контакта. И хорошо бы, чтоб вам напомнили о запланированной встрече или об обещании сделать звонок. Третье. Сосредоточиться на взаимодействиях! Как сделать так, чтобы больше времени посвящать непосредственно продажам, переговорам, общению? Ведь очень часто значительную часть рабочего времени приходится тратить на отчеты, рассылки, формирования документов, особенно при большом количестве клиентов. Вот такую рутинную работу и хорошо бы автоматизировать. Что касается руководителя отдела, то благодаря накоплению детальной информации он получает возможность анализировать продажи в региональном, отраслевом и продуктовом разрезах, оценивать эффективность выбранных каналов продвижения продукции и конкретных мероприятий, реакцию рынка на потребительские свойства продуктов и их цену и на основании этого принимать меры для более точного определения сегментов рынка, на которые компания нацеливает свою продукцию, а также сконцентрировать усилия на работе с наиболее перспективными, прибыльными и стратегически важными клиентами или сегментами рынка, повысив эффективность всей системы сбыта. Для облегчения этих задач, решаемых сотрудниками отделов продаж и руководителем, в составе подхода CRM предусмотрены информационные технологии – CRM-системы. На текущий момент на российском рынке таких специализированных решений существует целая линейка – от простых коробочных CRM-систем (Quick Sales, Sales Expert и т. д.) до крупных настраиваемых решений (SalesLogix, Siebel и т. д.). Для продавцов – это ежедневный рабочий инструмент для работы с клиентами: хранение всей контактной информации и истории взаимодействия, планирования, автоматизация рассылок, формирования своих отчетов. Для руководителя отдела сбыта CRM-система является помощником в аналитике и в управлении процессом продаж.
|