Какие задачи могут решать CRM-системы?
За счет ведения общей клиентской базы, где фиксируются все аспекты взаимоотношений с клиентами (на каких условиях был привлечен клиент, какими услугами он пользуется, какие товары он приобретает, какую доходность обеспечивает и т. д.) системы позволяют;
- Избежать потери клиентской базы в случае
перехода менеджера в конкурирующую компанию. Ведение клиентов
уволившегося менеджера можно поручить другому сотруднику, причем
«новичок» получает полные данные об истории взаимоотношений компании с
этими клиентами и может продолжать успешно работать с ними;
- Сохранить отношения с теми, кто не стал
клиентом компании или перестал им быть, периодически высылая предложение
новых услуг или более выгодных ценовых условий.
- Эффективное взаимодействие между отделами
компании. За счет совместного использования общей клиентской базы всеми
отделами компании, которые работают непосредственно с клиентами,
менеджеры разных отделов могут:
- Формировать и предлагать клиенту пакеты услуг
или товаров разных отделов, в том числе при привлечении нового клиента,
что приводит к росту доходов;
- Осуществлять повторные продажи в рамках уже
имеющейся (сформированной менеджерами разных отделов) клиентской базы.
Известно, что привлечение нового клиента обходится в среднем в 5-10 раз
дороже, нежели продажи»постоянным клиентам», поэтому выгодно предлагать
существующим клиентам компании новые услуги или товары, использовать
систему для выбора из базы потенциальных потребителей этих услуг.
Систематизация процесса продаж и продумывание тактики работы с клиентами может дать значительный рост продаж за счет следующих возможностей:
- Сегментация клиентской базы и последующее
планирование контактов. Известен принцип Парето «20 на 80»: 20% клиентов
делают 80% дохода, а остальные 80 просто «поедают» Ваше время. Анализ
продажи товаров и услуг разным группам клиентов позволяет выделить
наиболее «перспективных» клиентов и сосредоточить усилия на работе с ним.
Это также может помочь повысить эффективность рекламы за счет сегментации
клиентской базы по доходности, роду деятельности, территории и т. д. и
конкретизации целевой аудитории того или иного вида рекламы;
- Четкость, планирование и контроль действий менеджера.
Известно, что в компаниях часто «теряются» контакты после первичных
звонков потенциальных клиентов с вопросами о тарифах на услуги и товары.
Если по каждому потенциальному клиенту менеджер четко планирует в системе
свои задачи, а система напоминает ему о необходимых действиях, то ни одна
потенциальная сделка не будет «потеряна» из-за невнимательности;
- Предложение пакета сопутствующих продуктов и
услуг (cross-sale). Часто клиенты проявляют интерес к сразу нескольким
продуктам, приобретая, таким образом, «пакет услуг». Пакеты услуг могут
быть сформированы компанией исходя из ее опыта работы, а могут быть
сформированы на основе анализа продаж;
- Предложение клиенту более выгодных для
компании услуг (up-sale). Компания может предлагать клиенту аналогичные,
но более выгодные для нее услуги. Система может подсказывать менеджеру
правильные ходы и убедительные аргументы, подготавливая, таким образом,
выгодную сделку;
- Упрощение и экономия времени, затрачиваемого
на процесс подготовки сделки: подготовка документов, согласование с
руководством, расчет планируемой доходности. Занесенные в систему данные
о клиенте формируют по шаблону большинство документов, необходимых для
проведения сделки. Расчет доходности по разным вариантам вложений можно
быстро осуществить в системе и представить варианты клиенту.
На основе данных о клиенте, собранных в результате работы с ним и учтенных в системе, можно:
- Формировать «портрет» целевого клиента. За
счет сегментации клиентской базы, можно создать «портреты» наиболее
выгодных для компании клиентов (групп клиентов), и эффективно
использовать как кадровые ресурсы (менеджеры по продажам), так и денежные
(маркетинговые и рекламные акции)
- Формировать индивидуальные пакеты товаров и
услуг для каждой целевой группы;
- Исследовать спрос на предлагаемые товары и
услуги. Причем анализ можно проводить по всем сегментам клиентской базы и
по всем параметрам продаж. За счет отслеживания сезонности продаж
каких-либо услуг или товаров можно сформировать соответствующее
специальное предложение.
- Анализировать эффективность рекламных и
маркетинговых акций. За счет отслеживания количества новых клиентов,
изменения объема продаж в зависимости от конкретной акции можно судить о
ее целесообразности и оперативно менять условия ее проведения.
- Изучать конкурентов по каждой услуге, региону
и т.п. Знание сильных и слабых сторон конкурентов позволяет «выиграть»
больше сделок, а в CRM-системе эти знания накапливаются ианализируются.
Предоставление клиенту удобных и полезных для него услуг играет важную роль в «удержании» клиента, предотвращая егоуход к конкуренту. Использование системы дает возможность:
- формировать и предоставлять клиенту
интересующую его информацию о товаре или услуге
- поздравлять клиента с праздниками, днем
рождения и т. д.;
- приглашать клиентов на выставки, презентации,
форумы, вечеринки, семинары и т.п.
- Вся информация о том, какую работу менеджеры
проделали за определенный период, автоматически собирается в системе,
формируя отчетность для руководства.
- Используя систему, можно получать отчеты о
том, каковы прогнозы по продажам, какие привлечены клиенты, каков вклад
каждого менеджера в общую сумму продаж, каково соотношение планируемой и
фактической доходности по каждой из услуг и т.п. То есть можно получить
статистику по любым срезам информации, которая фиксируется в системе
учета отношений с клиентами.