Слово – важнейший компонент национальной культуры. Общение, становящееся средоточием профессиональной деятельности, не может и не должно оставаться безликим и деформированным разговорно-просторечными напластованиями; оно определяет возможности и перспективы человека, владение им обеспечивает максимальное личностное самопроявление и социальную востребованность. 1.Кем мы представляем себе собеседника, - тем он и будет. Если мы представили слушателя строгим экзаменаторам, - от экзамена не уйти. «…Образ слушателя активно воздействует на реального слушателя, становясь для него некоторым нормирующим кодом» (Ю.Лотман). 2.Самое большое искусство – быть безыскусным; будем оставаться собой, но заранее спланируем начало и композицию речи. «Кого бы не взялся изображать человек, он всегда играет вместе с тем и себя самого» (М.Монтень). 3.Чтобы речь прозвучала, она должна быть знакома – пусть наши повседневные разговоры включают фрагменты того, что мы хотим сказать; огранка бриллианта окажется непрерывной. «Речь представляет себе как бы судью в слушателе» (Аристотель). Риторическое «НЕЛЬЗЯ»: - превращать речь в монолог, лишаясь контакта со слушателем; - утрировать равенство и превосходство: одно презирают, другого боятся; - терять самоуважение; без него не будет ни интереса, ни внимания; - начинать словом «я» и изложением собственных целей: сверхзадача, известная собеседнику, лишает речь всякого смысла; - что-либо запрещать и с чем-либо спорить: лучше разрешить или утвердить подлинно ценное и нужное, не разрушая сложившихся убеждений; руководитель вместо: «Не опаздывайте!» может обратиться: «Пусть опаздывают те, у кого нет уважения к себе»; - Отрицать и разубеждать: надо утверждать, но обратное; крайняя ситуация – «критикуешь – предлагай»; но нельзя без положительной программы действий; - Говорить о присутствующем «он», не назвав предварительно его имени; - Начинать говорить без интереса и внимания слушателей; - Начинать без зрительного образа и продолжать без интригующей проблемы.
|